Вот что ждет обычную тонировку после 1 июля 2012 года: сервисные центры отмечают увеличение спроса на растонирование автомобилей. Как проверяют наличие тонировки, и можно ли легально обойти запрет? В нашем материале вы найдете ответы на большинство часто задаваемых вопросов по тонировке.
Юридические вопросы Почему 1 июля 2012 года считается датой полного запрета тонировки? С 1 июля 2012 года вступают в силу поправки в ст. 12.5 ч. 3.1 КоАП, предполагающие не только штраф в 500 рублей, но и снятие государственных регистрационных знаков до устранения неисправности.
Какое светопропускание стекол допускается?
В соответствии с регламентом «О безопасности колесных транспортных средств» боковые передние и лобовое стекло должны иметь светопропускание не менее 70%. Задние боковые и заднее стекло можно тонировать без ограничений. По верхнему краю лобового стекла допускается наличие прозрачной цветной пленки шириной не более 14 см (для легковушек), однако ее светопропускание должно удовлетворять критерию – не ниже 70%.
Какое отношение к теме тонировки имеет ГОСТ 5727-88 и ГОСТ 27902-88, на которые в своих жалобах часто ссылаются водители? Комментирует автоюрист Юрий Панченко: «С точки зрения отношения водителей и инспекторов, никакого – эти ГОСТ предназначены для производителей стекол, а для нас первоочередным документом является технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств».
Так, распространено заблуждение, что инспектор может проверять светопропускание лишь при температуре 15-25 градусов Цельсия и определенной влажности (требования ГОСТ 27902-88). «При измерении светопропускания инспектор ГИБДД должен соблюдать требования инструкции к прибору, в том числе температурные диапазоны измерений. В любом случае, исходя из судебной практики, апеллировать к несоответствию погодных условий каким-то требованиям бессмысленно: по опыту работы с алкотестерами, суды не принимают это во внимание», – считает практикующий автоюрист Лев Воропаев.
Будет ли наказание мягче, если удалить тонировку на месте? В этом случае снятия номеров не последует, однако штраф 500 рублей будет выписан в любом случае, поскольку статья 12.5 ч. 3.1 КоАП наказывает за «управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств». Единственная возможность избежать его – снять тонировку до измерения степени светопропускания, что возможно при наличии быстросъемной пленки.
Что делать, если сняли номера? В течение суток допускается эксплуатация автомобиля. Если за это время неисправность устранена, номера можно получить обратно в подразделении ГИБДД, совершившем изъятие (приложение 6 к Приказу МВД №187 от 19.03.2004 г.). Подчеркнем, что при остановке на загородной трассе это могут быть подразделения, относящиеся не к областному центру, а мелкому населенному пункту поблизости. Если водитель не уложился в 24 часа, эксплуатация автомобиля запрещается, и в случае остановки инспектором водителю грозит штраф 5000 рублей или лишение прав на 1–3 месяца (ст. 12.2, ч. 2 КоАП).
Имеет ли право инспектор ДПС проверять светопропускание стекол? Может ли он выполнять процедуру вне стационарных постов? Комментирует автоюрист Юрий Панченко: «Да, имеет. Несколько лет назад в «Административном регламенте» для сотрудников ДПС прописали такую возможность, а вот инспектор технадзора может осуществлять проверку только на стационарных постах».
Лев Воропаев: «Можно даже не углубляться в нюансы нормативных документов, потому что на практике инспектора ДПС проверяют степень светопропускания везде, и суды с этим соглашаются, поэтому я бы не стал селить у автомобилистов надежду, что эту практику реально оспорить, хотя попытки были».
Что сделает инспектор, если номер прикреплен намертво, например, с использованием заклепок? Объясняет Андрей Панченко: «Согласно п.144 «Административного регламента» «Снять государственные регистрационные знаки предлагается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, а в случае его отказа снятие обеспечивается сотрудником».
Согласно ГОСТ Р 50577-93 (и техническому регламенту. – Прим. автора.) для крепления номера применяются болты или винты. Допускается применение рамок. Иной способ крепления номера – нарушение требований п. 7.15 «Основных положений по допуску», и, как следствие, штраф в 500 руб. по ч. 1 ст. 12.2 КоАП.
Поскольку такая «неисправность» возникла явно не в пути, то п. 2. 3.1 ПДД не действует и двигаться к месту стоянки или ремонта разрешается только на эвакуаторе. За каждую попытку начать движение с намертво прикрученными номерами инспектор имеет право наложить новый штраф.
Альтернативно, можно отодрать номера «с мясом» и отдать их инспектору.
И, в-третьих, при правильном подходе инспектор скажет, что водитель обязан знать и выполнять требования «Основных положений по допуску», что следует из текста ПДД, следовательно, имело место умышленное прикручивание номера таким образом, чтобы его невозможно было снять. А в совокупности с умышленным правонарушением «тонировка» и отснятым на месте видеоматериалом, где водитель ведет себя нагло и издевается над инспектором, который пытается снять номера, имеет место воспрепятствование деятельности правоохранительных органов. И в случае направления дела в суд по ч. 1 ст. 19.3 КоАП я не ручаюсь, что следующие 15 суток водитель проведет на свободе».
Технические вопросы Какое светопропускание имеют обычные стекла? Мы воспользовались прибором «Свет». Чистое нетонированное стекло новой иномарки выдало результат 84%, атермальное стекло – 74%. Таким образом, установка даже пленки со светопропусканием 80% сделает стекла «нелегальными».
Может ли инспектор ДПС определить наличие тонировки «на глаз»? Визуальный осмотр может быть лишь поводом для остановки, однако светопропускание должно быть измерено одним из приборов (тауметров), стоящих на вооружении ГИБДД, – «Блик», «Тоник» или «Свет», ИСС-1, внесенными в Государственный реестр средств измерений.
При каких погодных условиях допустима проверка светопропускания стекол? Зависит от типа прибора: вся информация содержится в инструкции. Например, тауметры «Блик» и «Тоник» работают при температуре воздуха от -10 до +40 градусов Цельсия, однако более современный «Свет» имеет диапазон -40...+40 градусов, таким образом, может использоваться круглогодично. Погрешность приборов – в пределах 2% (указано в инструкции).
Как обеспечить наиболее точное измерение светопропускания? Стекло должно быть чистым и сухим – протереть его в ваших интересах. Перед измерением инспектор должен провести калибровку прибора: это делается путем совмещения источника света и фотоприемника непосредственно или через калибровочное стекло. При этом на индикаторе должно появится значение, соответствующее инструкции (например, для прибора «Тоник» оно равно 100%±0,2%). Результат измерения также зависит от центровки осветителя и фотоприемника, поэтому в пограничной ситуации инспектор должен несколько раз сместить их друг относительно друга и выбрать из полученных значений максимальное.
Насколько сложно удалить тонировку самостоятельно? В теории несложно: поддеваем пленку за край острым предметом и отрываем. Однако чем дешевле тонировка и чем дольше она была на машине, тем проблематичнее может быть ее удаление. Пленка может рваться на узкие полосы, расслаиваться и оставлять на стекле следы клея, к которому быстро прилипает грязь. Также есть риск поцарапать стекло подручными предметами, которыми вы попытаетесь отскрести пленку.
Как удаляют тонировку в автомастерских? Фактически так же, но с использованием несложных специнструментов: например, скребков со стальными лезвиями. В некоторых случаях пленку подогревают феном, а для удаления остатков клея используется специальный раствор и скребок. Нередко перед работами снимают уплотнители стекол. Процедура занимает от 15 минут для хорошей пленки до часа с лишним, если она рвется лоскутами.
Альтернативные виды тонировки Существует ли пленка, установка которой на автомобиль обеспечит светопропускание стекол более 70%? Да. Мы наклеили на стекло моего автомобиля четыре типа пленки, которые, по заявлению компании-продавца, удовлетворяют требования регламента, после чего отправились к сотрудникам ГИБДД. Они проверили светопропускание с помощью прибора «Свет», и получились следующие результаты: чистое стекло – 84%, две самых прозрачных пленки, наклеенные на это стекло – 83%, чуть более темная – 68%, еще более темная – 63%. Таким образом, две пленки позволили уложиться в стандарт с запасом, одна – с учетом погрешности прибора (как раз 2%), и одна не прошла тест.
Также отметим, что прозрачная тонировка Solar Gard Ultra Performance, которую мы испытывали, не скрывает салон от посторонних взглядов, при этом поглощает тепловое излучение: для демонстрации этого факта есть специальные стенд с лампой, которая не «прогревает» через тонировку. Из минусов – достаточно высокая цена. Есть ли быстросъемная тонировка? Да, есть: например, пленка на фотографиях удерживается на стекле без клеевого слоя за счет молекулярного притяжения. При демонтаже она легко отклеивается и не оставляет следов. Для установки необходимо смочить пленку и стекло, совместить их края и разгладить пленку специальным скребком или подходящим предметом (подробнее – в видеоролике выше). Пленка не боится сминания, и при последующем нанесении принимает форму стекла. По заявлению установщиков, она допускает многократные демонтаж и установку.
Производитель позиционирует ее как защитные шторки, которые предполагается использовать на стоянках, поэтому пленка не обладает «спецэффектами» настоящей тонировки, например, не улучшает контрастность изображения и не борется с бликами. Продемонстрированный нам экземпляр пленки имел синий оттенок, искажающий реальную цветовую палитру. На выбор предлагается пленка со светопропусканием 5% и 15%. Цена такой пленки за пару боковых стекол – 2700 рублей. При этом клеить ее на лобовое стекло мастера не советуют: самостоятельная установка может быть слишком муторной.
Есть и другие виды съемной тонировки, выполненные из более жесткой пленки, которая крепится на стекло, в том числе лобовое якобы за несколько секунд. Опрошенные нами эксперты сказали, что в любом случае при многократном монтаже/демонтаже пленки она будет наноситься с пузырями, поэтому желательно смачивание стекла перед установкой с последующим разглаживанием.
Есть ли стекла-хамелеоны? Стекла Vario Plus американской компании AGP меняют светопропускание под воздействием электрического тока. Так, стекло Vario Plus Sky обеспечивает диапазон изменения светопропускания от 1 до 50%, более светлое Vario Plus Polar – от 10 до 75%. Тем не менее даже самая светлая пленка Vario Plus при наклейке на чистое стекло со светопропусканием 84-85% не позволит уложиться в требования регламента, что делает ее бессмысленной. Но главной проблемой таких стекол является цена: их изготавливают по сложной технологии для конкретного автомобиля, поэтому комплект из двух боковых стекол будет стоить от 7500 у. е. (см. здесь). Кроме того, в случае перебоев с электропитанием стекло становится максимально темным.
Есть ли быстросъемная тонировка с автоматическим опусканием? Подобное изделие под названием «автошоры» тольяттинской компании нам показали в одном автосервисе. По сути, в двери Lada Priora встроили двойные стекла с независимыми подъемниками, одно из которых тонировано обычной пленкой (на выбор клиента). Чтобы исключить взаимное повреждение стекол на край тонированного стекла нанесена «бархатная» полоска, а между стеклами установлен небольшой зазор. Управление стеклоподъемниками каждой двери осуществляется двумя кнопками для наружного и внутреннего стекол соответственно. Трапеции, электромотор, крепления механизма стеклоподъемников существенно отличаются от стандартных, поэтому для монтажа стекол требуется разборка двери.
Стоимость пары стекол – 19 000 рублей, и пока они доступны для отечественных машин. В скором времени производитель обещает пополнить линейку подъемниками для иномарок. Из минусов, отмеченных владельцами при эксплуатации – запотевание пространства между стеклами и появление бликов на боковом стекле.
Какие санкции может применить инспектор к владельцу автомобиля с каким-либо видом «регулируемой» тонировки? Если владелец «устранил» неисправность до инструментального контроля, например, опустил пару затонированных стекол, никакого наказания не последует, хотя есть вероятность, что инспекторы будут трактовать правила по-своему и вынуждать владельца поднять затонированные стекла для проверки светопропускания. Впрочем, с точки зрения здравого смысла это неправильно, ибо двойные стекла решают основную проблему тонировки: позволяют быстро «растонировать» автомобиль при ухудшении видимости.
Быстросъемная тонировка также спасет от штрафа, если владелец демонтировал ее до измерения светопропускания тауметром. В любом случае удаление тонировки избавит вас от снятия номерных знаков после 1 июля
|