Отдельные личности считают что годом создания первого русского автомобиля является 1882-ой. Говорят, именно тогда господами Путиловым и Хлобовым был построен первый в России автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Считать-то можно. Доказать нельзя, к сожалению, но это факт. Поэтому год рождения первого русского автомобиля официально считается 1896-й. Есть и доказательства, фотографии и мнения очевидцев. Созданный тогда в Санкт-Петербурге автомобиль был результатом работы двух людей: Евгения Александровича Яковлева, отставного морского офицера, и инженера Петра Александровича Фрезе.
Евгений Александрович был известен тем, что в 1891 году он открыл в Санкт-Петербурге на улице Большой Спасской первый в России завод «Керосиновых и газовых двигателей Е.А. Яковлева». Петр Александрович же слыл отличным специалистом в области создания конных повозок и экипажей и возглавлял фабрику по их производству в Эртелевом переулке. Кареты у него закупала, в том числе, и царская семья.
Может быть, эти господа никогда бы и не встретились, если бы не выставка в Чикаго в 1893 году. Приехав сюда показать миру свои двигатели и экипажи, они увидели на стенде немецкой фирмы «Бенц» один из первых в мире серийных автомобилей с двигателем внутреннего сгорания Бенц Вело. К слову, этот автомобиль появился в России только в 1895 году. При помощи воображения и логики можно предположить, что было дальше. Фрезе заинтересовала повозка самодвижущегося экипажа, а Яковлева – его мотор и трансмиссия. Слово за слово, идея за идеей, и вот уже господами решено создать свой собственный автомобиль, не хуже, и даже лучше немецкого. И вот в 1896 году на свет появился первый русский автомобиль производства Яковлева и Фрезе. Для современного человека машина внешне практически не отличима от конного экипажа. Двигатель внутреннего сгорания находился сзади – четырехтактный, с одним горизонтальным цилиндром, мощностью 2 л.с. 400 об./мин. и, судя по всему, объемом один литр. Охлаждался мотор водой, которая остывала в специальных латунных емкостях, расположенных по бокам автомобиля. Карбюратор был испарительного типа и стоял выше камеры сгорания. Есть мнение, что это был двигатель «Бенц» (0,7 литра, 1,5 л.с. при 400 об./мин.), но, право, не логично считать, что отечественный производитель двигателей внутреннего сгорания столь низко пал. Кроме того, этот автомобиль выставлялся на Нижегородской Ярмарке, куда дорога иностранным производителям, как и иностранным агрегатам в составе отечественных продуктов, была заказана (основное доказательство, что двигатель являлся отечественной разработкой). В этом первом русском автомобиле было реализовано много новшеств. Например, в сцеплении (машина имела две передачи, без заднего хода) использовались ремни не из сыромятной кожи, а из прорезиненной ткани. Другой пример инновации – передняя подвеска: колеса поворачивались вместе с рессорами, что позволяло делать их полноценными, не урезанными и располагать как можно ближе к колесам. Сами колеса полностью копировали колеса карет и имели непневматические шины. Даже соотношение диаметра передних колес к задним было классическим для экипажей того времени: диаметр задних был больше в 1,2 раза. Подшипников на ступицах не было – использовались простые втулки скольжения. Перед водителем было расположено несколько рычагов: один из них – для торможения (он прижимал тормозные колодки к колесам автомобиля), а два остальных включали передачи (слева и справа от руля). Руль тоже больше походил на рычаг, который нужно было крутить влево-вправо. Был у автомобиля и ножной тормоз, который воздействовал на ведущий вал трансмиссии. Комплектация автомобиля, как сейчас говорят, выглядела так: складной верх из кожи, гудок (белая дудка возле рычагов) и свечные фонари. В рекламе также было указано, что масса автомобиля составляла всего 300 кг, а максимальная скорость – 20 верст ( в пересчете на км/ч – 21,3). Известный автомобильный историк Лев Михайлович Шугуров по представленной фотографии даже восстановил габариты первого русского автомобиля. Длина – 2 180 мм, ширина – 1 530 мм, высота – 1 440 мм, колесная база – 1 370 мм и колея – 1 230 мм и 1 290 мм спереди и сзади соответственно.
Продавался ли этот автомобиль? Безусловно! Иначе зачем господам Яковлеву и Фрезе было размещать его рекламу в журнале «Новое время»? Продажи этого автомобиля начались в 1897 году.
Жалко только, что из свидетельств о существовании этого автомобиля остался только один негатив фотографии, хранящийся в Нижегородском областном архиве, да скудные упоминания в прессе тех лет.
Понятно, что писать комментарии влом, но оставив свое мнение Вы тем самым не только поможете остальным посетителям сайта, но и внесете свой вклад в его развитие. Не "мусорьте" пожалуйста в комментариях, будте взаимовежливы! Записи с содержанием не нормативной лексики и оскорблением других пользователей будут незамедлительно удалятся, на автора данного комментария, по решению администрации в зависимости от его содержания, будет наложено замечание либо бан. При неоднократном повторении будут применяться более жесткие меры.